Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Празднование: 25 декабря (7 января)


| История


Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Рождество Христово

     Рождество Иисуса Христа было так: оно случилось по обручении Преблагословенной Матери Его, Пречистой Девы Марии с Иосифом, мужем праведным и уже старым (ибо ему было восемьдесят лет). Пречистая Дева дана была ему, по свидетельству святого Григория Нисского[1] и святого Епифания Кипрского[2] под видом супружества, дабы он хранил Ее девство и заботился о Ней. Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: "се, Дева во чреве примет" (Ис. 7:14). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский[3], в следующих словах "Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась[4], и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми" (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий[5] говорит: "Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т.е. диавола) воплощение Сына Божия" (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин[6]: "Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т.е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что "се, Дева во чреве примет и родит" (Ис. 7:14), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова". Еще прежде совершения супружеской тайны, Пречистая Дева Мария оказалась имеющею во чреве от Духа Святого, и возрастало святое чрево Ее, вмещающее в себе невместимого Бога. Особенно же обнаружилась Ее беременность тогда, когда, по прошествии своего трехмесячного пребывания у Елисаветы, Она возвратилась в дом свой (Лк. 1:56), и Божественный плод внутри Ее с каждым днем возрастал, а день рождения младенца Христа все более и более приближался. Увидев это, Иосиф был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Она нарушила обет девства. В великом смущении праведный старец говорил: "Как могло это произойти? Я не познал Ее и даже мыслию не согрешил против Нее, а вот Она беременна. Увы, как это случилось? Кто прельстил Ее? И что мне делать, не знаю. Обличить ли мне Ее, как законопреступницу, или умолчать ради стыда, который тогда ляжет на Нее и на меня? Если я обличу Ее, то, конечно, Она будет побита камнями по закону Моисееву, и я явлюсь как бы мучителем, предавшим Ее на лютую смерть. Если же я не подвергну Ее обличению, то буду иметь часть с прелюбодеями. Что же мне делать? Недоумеваю. Отпущу я Ее тайно, пусть идет Она, куда хочет. Или я сам уйду от Нее в далекую страну, чтобы глаза мои не видели такого поношения". Размышляя так, праведный Иосиф подошел к Деве Марии и сказал Ей, как об этом свидетельствует святой Софроний, патриарх Иерусалимский[7]: "Мария, что дело сие, еже в тебе зрю; за честь, срамоту: за веселие, скорбь: вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси: от иерей из царкве тако непорочну тя прилех, и что видимое"[8]. И святой Афанасий Александрийский о том же повествует так: "Иосиф, видя, что Дева Мария имеет во чреве, но не ведая, какое великое сокровище внутри Ее, в смущении так вопрошал Ее: "Что случилось с Тобою, Мария? Не ты ли чистая Дева, воспитанная в священных притворах храма? Не Ты ли Мария, не хотевшая взирать на лица мужей? Не Ты ли Мария, Которую священники не могли уговорить вступить в брак? Не ты ли Мария, обещавшая сохранить розу девства неувядаемою? Где чертог Твоего целомудрия? Где горница, охранявшая Твою девственную чистоту? Где Твое стыдливое лицо? Я стыжусь, а ты чувствуешь дерзновение, поелику я утаиваю грех Твой". Когда Иосиф все это говорил к Ней, то, о, как стыдилась нескверная Агница, непорочная голубица, целомудренная Дева, краснея в лице от таких слов Иосифовых! Не смела Она открыть ему о благовестии, которое принес Ей Архангел и о пророчестве, которое изрекла о Ней Елисавета, - не смела Она сделать сего потому, что боялась показаться тщеславною и любящею похвалу. О сем свидетельствует и вышеупомянутый святой Афанасий, который влагает в уста Ее такие слова к Иосифу: "Если Я буду Сама о себе повествовать тебе, то покажусь тебе тщеславною. Потерпи немного, Иосиф, и пастыри откроют тебе обо Мне". Одно только и говорила Дева Мария Иосифу в ответ на его недоумение: "Жив Господь, хранящий Меня доныне в непорочном девстве, ибо Я не познала греха, никто не прикоснулся Меня, а то, что во Мне, от Божия хотения и по Божию действию" Иосиф же, как человек, думал по-человечески и подозревал, что Ее зачатие произошло от греха. Но, будучи праведным, он не хотел обличить Ее, а захотел тайно отпустить Ее, или (как написано в сирском переводе) он задумал тайно оставить Ее. то есть уйти от Нее куда-нибудь далеко. Когда же он это помыслил, вот ангел Господень во сне явился ему, говоря "Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою". Ангел потому называет Деву женою Иосифа, чтобы опровергнуть мысль его о прелюбодеянии (ибо Иосиф думал, что Мария зачала от прелюбодеяния). Ангел как бы так говорил Иосифу: "Обрученная тебе жена, а не принадлежащая иному мужу" О сем блаженный Феофилакт[9] говорит так:
     "Ангел называет Марию женою Иосифа, показывая этим, что обрученная ему не осквернилась с иным. А также и потому, чтобы вместе с девством было почтено и законное супружество" Так рассуждает и святой Василий Великий: "Ангел назвал Марию и Девою, и обрученною мужу, чтобы и девство почтить, и брак не укорить. Девство было избрано как необходимое для святого рождения, а обручение, которое есть начало брака, было совершено по закону для того, чтобы не подумал кто, что рождение произошло от беззакония, а также и для того, чтобы Иосиф был всегдашним свидетелем Марииной чистоты, дабы Она не подверглась нареканиям за то, что будто бы осквернила девство. Она имела (в лице Иосифа) Себе обручника, который был свидетелем и хранителем Ее жизни" (слово на Рождество Христово). Ангел говорит Иосифу: "Не бойся принять Марию жену твою". Эта слот означают "Прими жену свою по обручению, и деву по Ее обету, данному Богу (так объясняют святой Григорий Нисский и блаженный Иероним)[10], ибо Она есть первая в Израильском народе дева, которая обещала Богу соблюсти Свое девство неоскверненным до самой кончины. Но бойся, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь имя Ему, - наречешь имя как отец, хотя ты и не участвовал в Его рождении, потому что отцам обычно давать имена своим детям, как и Авраам назвал сына своего Исааком (Быт. 21:2) Так и ты, хотя ты и не природный, но только мнимый отец Младенца, по-отцовски послужишь Ему, нарекши Ему имя". Блаженный Феофилакт так говорит Иосифу, от лица ангела: "Хотя ты и не имел никакого участия в рождении Младенца, но я хочу дать тебе этот сан (отеческий), чтобы ты нарек Ему и имя, ты назовешь Ему имя, хотя Он и не есть твое рождение, через это ты сделаешь Ему то, что свойственно отцу. Какое же имя? Иисус, что значит Спаситель, ибо Он спасет людей Своих от грехов их". Иосиф, встав ото сна, сделал так, как повелел ему ангел Господень, и принял жену свою, обрученную ему, Которая была непорочною Девою, посвященною Господу через обет девства, и Матернею Владыки, зачавшею Спасителя мира от Духа Святого. Он принял Ее, как обручницу свою, с любовью воздавая Ей великую честь, как Господней Деве, и служа Ей с благоговением и страхом, как Матери Спасителя. "И не знал Ее, доколе родила" (Мф. 1:25), т.е (по изъяснению Феофилакта) никогда не познавал Ее, как жену Ибо как мог он, будучи праведен, познать Ее, Которая дана ему была из храма Господня не для брака, а для хранения Ее девства под видом брака? Как мог он прикоснуться к девице Господней, Которая обещала Богу вечное девство? Как мог он коснуться Пренепорочной Матери Господа Своего и Создателя? А то, что Евангелие говорит: доколе родила, - это составляет обычное выражение Писания, которое употребляет слово "доколе" в смысле нескончаемого времени. Ибо и Давид говорит: сказал Господь Господу моему: "седи одесную меня, доколе положу врагов Твоих в подножие Ног Твоих" (Пс. 109:1)[11]. Здесь не та мысль, что Господь - Сын только дотоле будет сидеть одесную Господа - Отца, доколе Он не положит врагов Его к подножию ног Его; но та, что и после того, как враги Его будут покорены под нош Его, Господь - Сын еще преславнее сидеть будет, как Победитель, в бесконечные века. Подобно сему пишется о святом Иосифе: "И не знал Ее, доколе родила" (Мф. 1:25) - не в том смысле, будто бы потом он должен был познать Ее, как думали некоторые еретики[12], каковое учение чуждо Православной Церкви; но в том смысле, что по рождении такого Сына, Который был Богом воплощенным, и после столь великих чудес, совершившихся во время рождества Его, которых Иосиф был самовидцем, благочестивый сей старец не только не смел коснуться Ее, но и глубоко почитал Ее, как раб госпожу свою, служа Ей, как Матери Божией со страхом и трепетом. О том слове "доколе" святой Феофилакт беседует так: "Писание обычно так говорит, как и о потопе оно говорит: "не возвратится ворон в Ковчег, доколе не исчезнет вода с земли" (Быт. 8:7), а ворон и потом не возвратился.
     И Христос говорит: "и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). А разве по скончании века Он не будет с нами? Напротив, тогда еще более, в бесконечные веки, будет Он с нами. Так и здесь говорится: доколе родила, т.е. что Иосиф не познавал Пресвятую Деву ни до рождения, ни после рождения Христа, подобно тому, как и Господь и в продолжение века, и по скончании века будет с нами неотступно. Да и как мог Иосиф коснуться Пречистой Девы, после того, как узнал о неизреченном рождении от Нее Спасителя?"
     Непорочное девство Пречистой Богородицы и по рождестве Спасителя ясно открывается и из того, что когда Иосиф начал сомневаться относительно беременной Девицы и даже помышлял, не лишена ли Она насильственно девства, - тогда явился ему ангел и назвал Марию его женою: не бойся, сказал он, прими Марию, жену твою, и этим опроверг его мнение о прелюбодеянии (как об этом и выше было сказано). Когда же тот же ангел явился Иосифу уже после Рождества Христова в Вифлееме и в Египте, когда сей праведный старец уже получил откровение о чистоте Марииной и Богомладенце, рождаемом от Духа Святого, - тогда ангел не называет уже Пречистую Деву Марию его женою, но только Материю Рожденного, ибо так пишется в Евангелии: когда же они отошли, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: "встань, возьми Младенца и Матерь Его (а не жену твою), и беги в Египет" (Мф. 2:13). И снова в Египте говорит ангел Иосифу: "встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Изаилеву" (Мф. 2:20), явно показывая этим, что не на брак направлял он Иосифа, а на служение Младенцу и Матери его. Итак Иосиф не только не познавал Марию как жену свою до тех пор, когда Она родила Сына своего первенца, но и после рождения Богомладенца Она осталась нетленною Девою, как о том согласно свидетельствуют все великие учители церковные.
     Повествуется и то[13], что в то время, когда Пресвятая Дева Мария уже имела во чреве, один из книжников, по имени Аннин (уже после явления ангела Иосифу), придя в дом их и увидев беременную Девицу, поспешно пошел к первосвященнику и ко всему синедриону и сказал им: "Тот Иосиф плотник, которого вы называли праведным, совершил беззаконие: он тайно растлил и осквернил Деву, Которая дана была ему из храма Господня на хранение, и вот Она теперь имеет во чреве". Посланные первосвященником слуги пошли в дом Иосифов и нашли Марию беременною, как сказал им тот книжник. Взяли они Ее вместе с Иосифом и повели к первосвященнику и ко всему синедриону Первосвященник же сказал Деве Марии: "Забыла Господа Бога Ты, воспитанная во Святом Святых, получавшая пищу из рук ангельских и слышавшая пение ангельское! Что это Ты сделала? Она же с плачем говорила: "Жив Господь Бог мой, Я чиста и мужа не знаю". Затем сказал первосвященник и Иосифу: "Что это ты сделал?" Он ответил: "Жив Господь Бог мой, я чист от Нее". Первосвященник же сказал ему. "Так как ты не подклонил главы своей под крепкую руку Божию, чтобы благословенно было потомство твое и в тайне от сынов Израилевых смесился ты с Девою, посвященною в дар Господу, посему вы должны с Нею выпить воду обличения[14], чтобы Господь обнаружил грех ваш пред всеми".
     А Богом чрез Моисея был установлен такой суд, как об этом пишется в 4-й книге Моисеевой (Числ), в главе 5-й: если какой-нибудь мужчина или какая-нибудь женщина будут заподозрены в прелюбодеянии и не откроют о себе истины, то таковым подавалась во храме Господнем вода клятвенная при особых священных действиях и при особом чине. И судом Божиим совершалось, после пития того, некоторое обличительное знамение над совершившим прелюбодеяние, каковое знамение обнаруживало совершенное беззаконие. Этою именно водою первосвященник с подобающим чином напоил сначала Иосифа, а потом Марию, и не совершилось над Нею никакого обличительного знамения, так что народ дивился тому, что грех их не обнаружился. Тогда первосвященник сказал им:
     - Если Господь Бог не явил вашего греха, то идите с миром.
     И отпустил их. Иосиф же, взяв Деву Марию, вошел в дом свой, радуясь и славя Бога Израилева.
     После того вышло повеление от кесаря Августа[15] сделать перепись по всей земле, и все шли записываться каждый в свой город. Пошел и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеемом, потому что он происходил из дома и рода Давидова, - записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Вифлеем - маленький город, недалеко от Иерусалима, по направлению к югу, лежит при дороге, которая ведет в горнюю страну, к Хеврону, священническому городу, где находился дом Захарии, и где Пречистая Дева, после архангельского благовестия, посетила и приветствовала Елисавету, матерь Предтечи. Таким образом Вифлеем лежит на середине пути между Иерусалимом и Хевроном, а от Назарета, галилейского города, он на расстоянии дней трех пути или немного более. Называется же Вифлеем городом Давидовым потому, что в нем родился Давид и был в нем же помазан на царство; там же умерла Рахиль, и гроб Иессея, отца Давидова, указывается там же (Быт. 35:19). Прежнее название Вифлеема было Евфрафа, но Иаков, когда пас там свои стада, назвал это место домом хлеба (Вифлеемом), провидя духом и предвозвещая, что в том месте должен был родиться хлеб, сошедший с небес (Ин. 6:51), Христос Господь. А около Вифлеема, к востоку, против колодца Давидова, около которого он однажды сильно возжаждал и сказал: "кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот?" (2Цар. 23:15) - находится пещера в каменной горе, на которой расположен город Вифлеем. Недалеко от этой пещеры находилось поле, принадлежавшее Саломии, которая также была жительницею Вифлеема и приходилась родственницею, как Деве Марии, так и Иосифу.
     И когда Иосиф приближался к городу, неведавшей брака Чистой Невесте пришло время родить, и он стал искать дом для ночлега, где Родящая могла бы найти удобное для Себя место, чтобы произвести на свет благословенный Плод Своего чрева. Но не нашел он для себя пристанища, по причине множества народа, пришедшего записываться, который не только переполнил общую гостиницу, но и весь город. Поэтому Иосиф и удалился в названную пещеру, потому - что не было им места в гостинице, а день уже склонялся к вечеру. А та пещера служила пристанищем для скота, и в ней-то Пречистая и Преблагословенная Дева в полночный час усердно молилась Богу и, вся пребывая в богомыслии и горя желанием Господа и любовью к Нему, родила без болезни Господа нашего Иисуса Христа, в двадцать пятый день декабря[16]. Так и подобало родить безболезненно Той, Которая зачала без супружеской сладости: не познала, сказала Она, сладости брака была не причастна[17]. А поелику Она зачала в чистоте, то и родила Она без болезни, как об этом говорит святой Григорий Нисский: "Дева зачала, Дева носила в утробе, Дева родила, Дева осталась девою; еще не было на земле чуда, подобного сему" (Слово на Рождество Христово). И святой Дамаскин говорит: "чудесе новаго всех древних чудес: кто бо позна матерь без мужа рождшую"[18]. Без мужа родила Пресвятая Дева Христа подобно тому, как Адам произвел без жены Еву, о чем Златоуст святой[19] говорит так: "Как Адам без жены произвел жену, так и здесь Дева без мужа родила Мужа, воздавая через это долг мужам за Еву. Адам остался целым по извлечении из тела его ребра, и Дева пребыла нетленною по рождении Младенца" (Слово на Рождество Христово). И исполнилось то, что как бы в тени прообразовано было в неопалимом кусте и в Черном море: "такоже купина не сгараше опаляема" (воспевает Церковь), "тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси"[20]. И в другом месте: "морег пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна"[21]. Так, без повреждения Своего девства, Приснодева Мария родила воплощенного Бога. И совершилось это рождение без обычной помощи и службы бабки, как о том свидетельствует святой Афанасий Александрийский, когда, беседуя о следующих словах евангельских: "и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли" (Лк. 2:7), - говорит так: "Посмотри на таинственное рождение Девы: Сама родила Она, и Сама спеленала Младенца. У мирских женщин одна рождает, а другая пеленает, а у Пресвятой Девы не так. Сама родила Она, и Сама спеленала, Сама будучи безболезненною материю и необученною бабкою, не попустила Она никому коснуться нечистыми руками Пречистого Рождества: Сама Она послужила Рожденному от Нее, и спеленала Его, и положила в ясли". Так же говорит святой Киприан[22] "В рождестве и после рождества Дева Божественною силою осталась девою, - Она, Которая родила безболезненно и не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение: осязает Его, обнимает, лобызает, подает сосец, и все сие совершает радостно, без всякой болезни, без всякой немощи природы, обычной при рождении". Итак, Сама Она Своими девическими руками послужила нетленному Своему Рождеству (Божественному Младенцу), ожидая старицы Саломии, сродницы Своей, которую пошел звать Иосиф для услужения Пресвятой Деве. Но Саломия пришла, когда совершилось уже дело, ибо Та, Которая родила, Она же и служила, нося Младенца, повивая Его и полагая в ясли.
     Святой священномученик Зинон епископ[23] передает еще, что бабка, когда пришла, не верила, что рождество было девственное и безболезненное, и старалась с помощью обычных приемов повивального искусства, узнать, истинно ли таково сие рождество. Но тотчас поразила ее казнь за дерзновенное дело ее, ибо рука ее, осмелившаяся совершить то испытание, внезапно сильно воспалилась огненною болезнью и засохла Когда же болящая приложила свою руку к Божественному Младенцу, она тотчас исцелилась и стала так же здорова, как была раньше. Тогда Саломия уверовала, что Матерь есть Дева, а Младенец - Бог[24].
     После сего непорочная Родительница и необычная Служительница Своему новорожденному Младенцу, спеленав сладчайшее Чадо Свое льняными, белыми, чистыми, тонкими пеленами, заблаговременно приготовленными для сего и из Назарета принесенными, и, положив Его в яслях, находившихся в той же пещере, поклонилась Ему, как Богу и Создателю Своему, о чем вспоминает блаженный Иосиф, творец канонов[25], когда обращается к Пречистой Деве с такими словами: "Воплощенного Отроковице, и обложеннаго человеческим подобием, держащи руками и покланяющися и лобызающи матерски: чадо, глаголала еси, сладчайшее, тако тя сице держу, дрожащего рукою всю тварь"[26]. Достоверно, что Богоотроковица поклонилась до земли Рожденному от Нее, лежащему в яслях, и их с удивлением окружали невидимо ангельские чины.
     А к яслям были привязаны вол и осел, дабы исполнилось Писание: вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего (Ис. 1:3). А эти вол и осел приведены были Иосифом из Назарета. Осел приведен был ради беременной Девы, чтобы везти Ее на себе во время пути, а вола привел Иосиф для того, чтобы продать его и отдать должную дань, взимавшуюся по повелению кесаря, а также и для себя купить все нужное. Оба эти бессловесные животные, стоя у яслей, своим дыханием согревали Младенца, по случаю тогдашнего зимнего времени, и таким образом служили своему Владыке и Творцу[27]. Иосиф же поклонился и Родившемуся, и Родившей, ибо тогда познал он, что Рожденное от Нее - от Духа Святого, как о сем говорит и святой Афанасий: "Воистину не знал Ее Иосиф, пока не родила Она Сына Своего первенца, до тех пор, пока Дева носила Зачатое от Нее, не знал Ее Иосиф, не ведал он, что в Ней, не ведал он, что в Ней совершается. Когда же родила Она, тогда познал он; тогда познал Иосиф о Деве, какая была Ее сила, и кем Она сподобилась стать. Тогда познал он, увидев Деву, сосцами питающую и в то же время хранящую нетленный цвет девства. Тогда познал он, когда Дева родила, но не испытала того, что свойственно родильницам. Тогда познал он, что камень несекомый давал сосец духовному Камню[28]. Тогда познал Иосиф, что о Ней писал Исаия: "Се, Дева во чреве примет". Эти слова святого Афанасия удостоверяют, что в то время познал Иосиф силу таинства и, познав, поклонился со страхом и радостью, благодаря воплощенного Бога, сподобившего его быть самовидцем и служителем сей тайны. - Относительно же времени рождества Христова многие достоверные писатели говорят, что это была полночь, следовавшая по субботе и предшествовавшая дню недельному, и это известие согласуется с VI Вселенским собором[29], который так объясняет празднование дня недельного (воскресного): "Ибо в тот день Бог сотворил свет, в тот же день Господь благоволил родиться; в тот же день принял Он крещение во Иордане от Иоанна, в тот же день Сам премилостивый Искупитель рода человеческого, нашего ради спасения, из мертвых воскрес, в тот же день Он и, излиял Святого Духа на учеников Своих". Ибо как, по достоверному же известию, Он зачат был в девической утробе во время благовещения в пятницу и в пятницу же пострадал, так в день недельный Он родился и в день недельный же воскрес. И прилично было Христу родиться в день недельный, в который Бог сказал: "да будет свет" (Быт. 1:3); и в который "был свет" (Быт. 1:3) в тот же день подобало, чтобы и Сам Он, Свет присносущный, воссиял миру. А то что Христос имел родиться ночью и в известный ее час, об этом пророчески предречено в книге Премудрости Соломоновой, где говорится так: "Ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельнои земли всемогущее слово Твое, как грозный воин" (Прем. 18:14-15)[30]. Совершились и великие чудеса во вселенной во время Рождества Христова. Так, в тот самый час, в который Господь наш сшел через девические врата, запечатленные чистотою, внезапно в той пещере истек из камня источник воды, а в Риме вышел из земли источник елея и потек в реку Тибр. Храм идольский, именуемый вечным, разрушился; идолы сокрушились, и на небе явилось там же три солнца. А в Испании в ту же ночь явилось облако светлее солнца, в Иудейской стране виноградники энгаддские расцвели, несмотря на зимнее время[31]. Особенно же чудесно было то, что описано в Евангелии, когда ангелы сошли с небес с песнопением и ясно предстали перед людьми. Случилось это так. Против той пещеры, в которой родился Христос, по свидетельству блаженного Иеронима, находилась очень высокая башня, называемая Адер, в которой жили пастыри стад. Там в ту ночь трое из них случайно бодрствовали и стерегли свое стадо, и вот верховный среди сил небесных ангел (которым, по мнению святого Киприана, был святой благовестник Гавриил) явился им в великом сиянии, блистая небесною славою, которою он и их осиявал; увидев его, они очень испугались. Но явившийся ангел, повелев им оставить страх и не бояться, благовестил им о радости, наступившей для всего мира через рождество Спасителя. При этом он указал им и признак истинности своего благовестия: "обрящете", сказал он, "младенца в пеленах, лежащего в яслях. В то время, как ангел говорил им это, внезапно услышалось на воздухе пение множества небесных воинств, прославлявших Бога и воспевавших: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2:12-14); после этого ангельского явления и пения сил небесных, пастыри, посоветовавшись друг с другом, пошли поспешно в Вифлеем, чтобы посмотреть, истинны ли слова ангела, и они пошли и увидели Пречистую Деву Марию Богородицу и святого Иосифа, Ее обручника, а также Младенца спеленатого, лежащего в яслях. И уверовав несомненно, что это есть Христос Господь, ожидаемый Мессия, пришедший спасти род человеческий, они поклонились Ему и рассказали все, что видели и слышали, и что сказано было им от ангела о Сем Младенце. И все слышавшие (Иосиф, Саломия и те, которые в то время пришли туда) дивились словам пастырей, в особенности же Пречистая Дева Матерь, безболезненно родившая, соблюдала все эти слова, слагая их в сердце Своем. И пастыри воротились, славя и хваля Бога. Так совершилось Рождество Иисуса Христа, Господа нашего, Которому и от нас грешных да будет честь и слава, поклонение, благодарение, со безначальным Его Отцом и со Присносущным Духом, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.



[1] Св. Григорий Нисский, брат св. Василия Великого, епископ города Ниссы в Каппадокии, один из знаменитейших отцов церкви IV в., известный своею ревностною борьбою с арианством и многими сочинениями - богословскими, философскими и проповедническими, из которых самые замечательные следующие: Великое Огласительное слово, в котором св. отец представляет образец того, как убеждать иудеев и язычников в истине христианства; разговор о душе и воскресении между св. Григорием и его сестрою преп. Макриною, по смерти их брата, св. Василия Великого; затем много творений против разных еретиков и немало бесед на Св. Писание и проповедей. Св. Григорий скончался в 394 г. Память его совершается церковью 10 января
[2] Св. Епифаний, епископ Кипрский (или, вернее, города Саламина на о. Кипр), родом иудей, получивший св. крещение на 16 году жизни. Первую половину своего служения церкви провел он в Скитской пустыне, в строгих подвигах, затем основал в Палестине иноческую обитель, где около 30 лет был настоятелем. Уже в старости возведен он был на Саламинскую епископскую кафедру, будучи епископом скончался в 408 году. Главное его сочинение "О ересях" или собственно, "лекарственный ящичек против восьмидесяти ересей", в котором он сообщает сведения о разных ересях древних и новых, ему современных Память его 12 мая.
[3] Св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, знаменитый поборник православия против арианской ереси, доблестный исповедник и страдалец за истину, который претерпел в течение своего долгого управлении Александрийскою церковью пять изгнаний и, наконец, после многих трудов и гонений, преставился в 373 г. Он много писал в защиту православного учения о Сыне Божием. Известнейшие его сочинения следующие: "Против Еллинов" (Kata 'Ellinon), в котором он опровергает язычество, затем многие творения, направленные к опровержению учения Ария и к защите православного учения о единосущии Сына Божия с Богом Отцом. Также некоторые истолковательные сочинения, например толкование на Псалмы и некоторые другие творения. Память св. Афанасия церковь совершает 2 мая и 18 января.
[4] Известно, что у иудеев, до явления Мессии, девство было скорее в поношении, и только супружество почиталось вполне благословенным состоянием.
[5] Св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, один из величайших святителей IV в., удостоившийся, вместе со святым Григорием Богословом и святым Иоанном Златоустом, наименования "вселенского учителя". Получив истиннохристианское воспитание в среде своей благочестивой семьи и потом всестороннее научное образование в кесарии палестинской и афинской школах, он начал свое служение церкви в самое трудное для нее время, когда арианские споры сильно волновали и раздирали ее. После долгого пребывания в понтийской пустыне, где он проводил самую строгую подвижническую жизнь, принял он пресвитерский сан в 364 г., а в 370 г. занял место Кесарийского архиепископа. В этом сане он твердо защищал православие против арианства и, несмотря на усиленные старания тогдашнего императора Валента, ярого приверженца Ариевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоял на страже православной веры. Из его многочисленных творений особенно известны: Беседы на шестоднев, беседы на прор. Исаию, беседы на псалмы, многие сочинения против ариан, правила монашеские, литургия, много слов, писем и молитв и др. Скончался св. Василий в 379 г. Память его празднуется 1 и 30 января.
[6] Св. Иоанн Дамаскин, сначала правитель г. Дамаска, а потом инок знаменитой Иерусалимской лавры св. Саввы Освященного, знаменитый защитник православия против иконоборческой ереси, автор точного изложения Православной веры (первой Догматики), также многих церковных песнопений. Скончался в конце VIII в. Память его празднуется 4 декабря.
[7] Св. Софроний, патриарх Ирусалимский, сначала простой монах. Он был твердым защитником православной веры против ереси монофелитов, учивших, что во Христе только одна воля. В его патриаршество арабы (сарацины) завладели Иерусалимом в 637 г., а в 641 г. святитель преставился. Из творений его особенно известны: Соборное его послание против монофелитов, много слов на разные праздники, объяснения на литургию, каноны (трипеснцы) на дни Вел. Поста и Цветной Триоди (до Вознесения), стихиры для часов предпразднества Рождества Христова и др. Память его совершается 11 марта.
[8] Из службы предпразднества Рождества Христова, тропарь на первом царском часе.
[9] Блаженный Феофилакт, архиепископе Ахриды в Болгарии, известный своим толкованием на Четвероевангелие, в котором он следует во многом ее Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.
[10] Блаженный Иероним, знаменитый Вифлеемский подвижник конца IV и первой четверти V в, известный своими учеными занятиями Св. Писанием, также многочисленными письмами и толкованиями на разные книги Св. Писания. Скончался в 420 г.
[11] Сей псалом есть один из пророческих или мессианских псалмов, так как в нем говорится о торжестве Мессии-Христа над Своими врагами и о прославлении Его святого человечества.
[12] Еретики, отрицавшие приснодевство Пресвятой Девы Богородицы, были следующие во-первых, так называемые антидиномарианиты в Аравии, в IV в, против которых писал св. Епифаний Кипрский, затем, в концов IV в., Гельвидий, монах Иовиниан и епископ Сардийский Боноз. Против Гельвидия и Иовиниана писал блаж. Иероним.
[13] Этот рассказ содержится в апокрифическом Евангелии Иакова (т. н. "Первоевангелии Иакова"), в главах 15 и 16. Он же повторяется и во многих др. апокрифических сочинениях, например в "Истории рождения Марии и детства Спасителя", хотя с некоторыми вариантами.
[14] Здесь разумеется известный обряд, который, по закону Моисееву (Числ. 5), совершался в случае подозрения супругом своей жены в прелюбодеянии Подозреваемое лицо приводилось к священнику, который, после жертвоприношения, брал священной воды в глиняный сосуд, положив в нее пыль с полу скинии или храма (когда он заменил скинию), обнажал голову жены и затем, положив в ее руки хлебное приношение, и, сам в своей руке держа воду, произносил на нее торжественное заклинание такого рода, что в случае ее невинности эта вода не будет для нее наказанием, но в случае виновности будет таким для нее проклятием, от которого ее бедра иссохнут и чрево ее вспухнет. После некоторых других обрядов, священник давал жене пить эту воду. Замечательно, что по сказанию апокрифического Евангелия, первосвященник сам (а не священник) совершил этот обряд, притом не только над Девой Марией, но и над Иосифом.
[15] Август, первый римский император (15 г. до Р. Х. - 14 г. по Р. Х.) Полное его имя было: Каий-Юлий-Цезарь-Октавиан-Август. Он был сын Октавия и Акции, дочери Юлия, сестры Юлия-Цезаря. Битва при Акциуме. в которой он победил Марка-Антония, сделала его единовластным правителем обширнейшей Римской империи. В его царствование произведена была по всей империи та перепись, о которой говорится в Евангельской истории (Лк. 2:1), и которая побудила св. Иосифа и Пресвятую Деву Марию идти в Вифлеем.
[16] Предание, что Рождество Христово произошло именно 25 декабря, весьма древнее. Еще в Апостольских Постановлениях (Кн. V, гл. 12) говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами, в 25 день десятого месяца (decembri)". И Климент Александрийский во II в. указывает на 25 декабря, как на день Рождества Христова. Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах востока праздник Рождества Христова соединялся с праздником Богоявления, в январе. Эта практика продолжается у армян и доселе.
[17] Стихира 2-я Благовещения Пресв. Богородицы, на "Господи воззвах".
[18] Стихира на стиховне, глас 2-й.
[19] Св. Иоанн Златоуста, архиепископ Константинопольский, знаменитый отец церкви конца IV и начала V в., прославившийся особенно своими многочисленными проповедническими трудами. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоуста. Сначала (и большую часть своей жизни) провел он в сане пресвитера в Антиохии, а в самом конце IV в., занял кафедру Константинопольского архиепископа. За этот последний период своей жизни он претерпел много гонений со стороны императрицы Евдоксии, супруги импер. Аркадия, и кончил жизнь в ссылке, в Армении (в 407 г.). Память его празднуется 13 ноября и 30 января. Ему принадлежит литургия, совершающаяся в Православной церкви большую часть года.
[20] Догматик 2-го гласа.
[21] Догматик 5-го гласа.
[22] Св. Киприан, епископ Карфагенский, до своего обращения ко Христу учитель красноречия. Его обратил в христианство пресвитер Цецилий. С 248 г. св. Киприан занял епископскую Карфагенскую кафедру, пережил сильное гонение Декия, а в гонение Валериана пострадал мученически за Христа в 258 г. От него осталось много сочинений, касающихся церковного управления и разных современных ему церковных вопросов. Есть среди его творений и много писем и отдельных трактатов, в которых он объясняет и некоторые места Св. Писания. Память его 31 августа.
[23] Св. Зинон, епископ Веронский, исповедник и чудотворец, скончался в 380 г. Память его совершается 12 апреля. После него осталось 16 пространных и 7 кратких наставлений, заключающих в себе пастырские наставления о всех главных предметах нужных для христианина, с применением к нуждам тогдашнего времени.
[24] Это сказание взято из "Первоевангелия Иакова".
[25] Преп. Иосиф Песнописец, творец канонов, родом из Сицилии, а затем подвижник одной Солунской обители. Во время иконоборческого гонения при импер. Льве Армянине, много пострадал за православие. При другом иконоборческом императоре Феофиле сослан был в Херсонес, откуда возвращен был императрицею Феодорою. Скончался в 883 году. Память его празднуется 4 апреля. Он написал много песнопений, особенно много канонов (около 48).
[26] Служба предпразднества Рождества Христова 23 декабря, трипеснец на вечерни, песнь 9-я.
[27] Это сказание также извлечено из апокрифических Евангелий. Например, его можно найти в "Истории детства Спасителя".
[28] В этих словах, очевидно, имеются в виду два места Св. Писания: Дан. 2:34 (где св. пророк Даниил объясняет царю Навуходоносору его сон об истукане, и где в несекомой горе, от которой оторвался камень без рук прообразована была Пресв. Дева и сверхъестественное рождение от Нее Христа), а также 1 Кор. 10:4, (где Ап. Павел называет Христа духовным Камнем.
[29] VI Вселенский собор, созван был в 680 г., в царствование императора Константина Погоната, против ереси монофелитов, учивших об одной воле в воплощенном Христе Спасителе, и осудивший эту ересь. Собор происходил в Константинополе.
[30] Это место из книги Премудрости Соломоновой (Прем. 18:14-15) имеет в виду, собственно, ту ночь, когда всемогущим действием Божиим поражены были первенцы египетские, а первенцы еврейские были пощажены ангелом- истребителем. Святитель Димитрий приводит это место, как пророчество о благодатной ночи Рождества Христова, - вероятно, на том основании, что, подобно тому, как та ночь (египетская) была спасительна для народа Божия, так эта ночь (вифлеемская) принесла спасение всем людям.
[31] Вероятно, эти сказания заимствованы были св. Димитрием Ростовским из некоторых западных сказаний о Рождестве Христовом, из которых некоторые перешли и в наши древне-русские рукописные и печатные сборники.



| Акафист Рождеству Христову

Кондак 1
Избравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву, и от нея родивыйся плотию Христе Боже наш; благодарственная приносим ти раби Твои Владыко. Ты же яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих: Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Икос 1
Ангел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаша, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:
Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный.
Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый.
Слава Тебе, спасти погибшия пришедый.
Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый.
Слава Тебе, Взыскателю заблудших.
Слава Тебе, Спасителю погибших.
Слава Тебе, средостение вражды разрушившу.
Слава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу.
Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу.
Слава Тебе, на земли вертеп Небо явившу.
Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 2
Видяще бесплотнии Ангели своего Владыку, от Чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславое сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному того снисхождению, со страхом пояху: Аллилуиа.

Икос 2
Разумная вся тварь ужасаюшися и благодарящи поет Твоего Рождества Владыко таинство! Силы небесныя радуются поюще: слава в вышних Богу, и земля с человеки веселится, мы же непрестанно вопием:
Слава Тебе, в вышних славимому Богу.
Слава Тебе, мир на земли сотворившему.
Слава Тебе, нас Тебе примирившему.
Слава Тебе, на земли нам явившемуся.
Слава Тебе, от Девы неизреченно воплотившемуся.
Слава Тебе, звезду возсиявый.
Слава Тебе, тою волхвы на поклонение Тебе признавши.
Слава Тебе, дары от них милостивно приявшему.
Слава Тебе, всю тварь Тебе служити научившему.
Слава Тебе, и нас Тебе пети вразумившему.
Слава Тебе, Себе нам соединившему.
Слава Тебе, нас Собою спасшему.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 3
Сильный в крепости, Бог мира, и Отец щедрот, прииде на землю, спасти мир погибающий: Ныне в Вифлееме яко младенец раждается от Девы: Юже Матерь и Ходатаицу спасения показа, всем Того воплощение славящим и поющим: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще, Тебе пречисто рождшую, о нас непрестанно молящуюся: радующеся поем Твоего вочеловечения Владыко Таинство! И Рождество от Девы Богоприятныя славословяще вопием:
Слава Тебе, Сыне Божий, Слава Тебе, Сыне Девы, от Девы несказанно родивыйся.
Слава Тебе, человеколюбия бездну на нас показавшему.
Слава Тебе, нас неизреченно возлюбившему.
Слава Тебе, заблудшее овча взыскавшему.
Слава Тебе, о обретении тоя, срадоватися Ангелом рекшему.
Слава Тебе, на рамо сию восприемшему.
Слава Тебе, ко Отцу приведшему.
Слава Тебе, человеки со Ангелы во едино стадо совокупившему.
Слава Тебе, мир от прелести избавльшему.
Слава Тебе, великую и неизреченную милость нам явившему.
Слава Тебе, нас паче всех тварей возлюбившему.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 4
Бурю внутрь помышлений сумнительных прежде имевый целомудренный Иосиф ныне внутрь Божественнаго вертепа видит преславныя. Аще бо и яко человека видяше от Девы рождаемаго, но разумеваше от вещей Бога быти истиннаго: тем и боголепне поклонився, радостно пояше: Аллилуиа.

Икос 4
Слышаша пастырие Ангела, возвещающа им рождшагося Спаса миру, во граде Давидове: и скоро текше, видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Девыя упасшася во яслех лежаща, и Рождшую благоговейно служащу и Иосифа со страхом предстояща; сказаша о глаголанных к ним, и поклонившеся Рождшемуся, реша:
Слава Тебе, Агнче Божий Спасе мира.
Слава Тебе, Сыне Божий, неизреченое чудо нам показавый.
Слава Тебе, ангельских пении слышатели нас быти явивый.
Слава Тебе, с ними и нас славословити Тя научивый.
Слава Тебе, Ангелы и человеки пети Тя вразумивый.
Слава Тебе, на земли и на небеси радость сотворивый.
Слава Тебе, яко о Тебе небесная земным срадуются.
Слава Тебе, яко Тобою земная небесным совокупляются.
Слава Тебе, крепость диаволю немощну показавшему.
Слава Тебе, от того мучительства нас избавльшему.
Слава Тебе, в Тя верующим неизреченная радосте.
Слава Тебе, любящим Тя неизглаголанная сладосте.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 5
Боготечную звезду, Христово Рождество предъявляющую, узревше звездоблюсте ли волсви; и тоя вождением, Непостижимаго достигоша и Невидимого видеша: возрадовашася Тому вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще царие перситстии, на руку Девичу, Царя царствующих, яко на престоле херувимстем седяща, и Владыку того разумевающе, аще рабий прият зрак, потщашася дары Ему принести: злато, яко Царю всех; ливан же яко Богу; смирну, яко Безсмертному, и поклонившеся пояху:
Слава Тебе, Свет всем возсиявый.
Слава Тебе, нас звездою на поклонение Тебе призвавый.
Слава Тебе, злобу лютого Ирода обличившему.
Слава Тебе, суетно того умышление показавшему.
Слава Тебе, нас от того прелести избавльшему.
Слава Тебе, Тебе, Солнцуправды, покланятися научившему.
Слава Тебе, вся светом разума просветившему.
Слава Тебе, Твоим Рождеством многобожия прелесть упразднившему.
Слава Тебе, вражие владычество до конца низложившему.
Слава Тебе, со Отцем и Духом Тебе поклонятися нас научившему.
Слава Тебе, нас прельстившаго змия главу сокрушившему.
Слава Тебе, от вечныя смерти нас избавльшему.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава тебе.

Кондак 6
Проповедник богоносных вещания яже от Тебе исполняя, на земли явил еси Себе, Спасе, во убозем ныне вертепе рождся от Чистыя Девы: и богат сый, нас ради обнищал еси волею, да человеки обогатиши, верою Тебе поющия: Аллилуиа.

Икос 6
Воссиял еси от Девы, и неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе, яко солнце просвещая и прогоняя лжи тьму: демони бо, Спасе, нетерпяще Твоея крепости, вси вострепеташа, и ад, видев чудо, убояся: мы же благодаряще вопием Ти:
Слава Тебе, человек Спасителю. Слава Тебе, бесов Потребителю.
Слава Тебе, прелести начальника Твоим Рождеством устрашившему.
Слава Тебе, идольскую прелесть упразднившему.
Слава Тебе, светом Богопознания вся осиявшему.
Слава Тебе, тьму неведения прогнавшему.
Слава Тебе, Каменю, воду спасения всем источивый.
Слава Тебе, жажду Адамову и Давидову утоливый.
Слава Тебе, яко солнцем, Твоим Рождеством вся просветившему.
Слава Тебе, лучи благодати вселенней облиставшему.
Слава Тебе, землю обетования нам показавшему.
Слава Тебе, от всеродныя клятвы нас Избавльшему.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава тебе.

Кондак 7
Хотя от века сокровенную тайну нам явити, от всея твари служители таинству показал еси, Спасе. От Ангел Гавриила, от человек Деву, от небес звезду, от земли вертеп, в немже родитися благоволил еси: темже дивящеся твоей неизреченной премудрости, зовем: Аллилуиа.

Икос 7
Новую показал еси тварь, явлься плотию всех Зиждитель, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив ю, яко же бе нетленну, и Ходатаицу спасения показал еси поющим:
Слава Тебе, Сыне Божий, Тя рождшую Матерь милосердия показавый.
Слава Тебе, Тую и по Рождестве Деву сохранивый.
Слава Тебе, спасти Адама пришедшему.
Слава Тебе, Евины слезы утолившему. Слава Тебе, вся спасти пришедый.
Слава тебе, Воскресения образ облиставый.
Слава Тебе, грехов наших рукописание раздравый.
Слава тебе, Собою смирения образ нам показавый.
Слава Тебе, нас ради обнищавшему.
Слава Тебе, Твоею нищетою нас обогатившему.
Слава Тебе, одеждою спасения нас одеявшему.
Слава Тебе, Твоею любовию нас усладившему.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 8
Странное и преславное Рождество Твое видевше, в вертепе совершаемое, устранимся сует паче мира, ум на Божественная земли явися смиренный человек, да на Небеса возведет, Тому вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8
Весь еси желание, весь сладость любящим Тя, Христе Боже, и Твое Божественное снисхождение славящим: от Девы бо Чистыя рождшся на земли, нас на Небеса возводиши, поющих:
Слава Тебе, Сыне Божий, на земли родивыйся.
Слава Тебе, от Девы неизреченно воплотивыйся.
Слава Тебе, Себе нам показавшу.
Слава Тебе, нас от Тебе далече сущих призвавшу.
Слава Тебе, нам неизреченная радосте.
Слава Тебе, сердец наших сладосте.
Слава Тебе, в Рождестве Твоем свет спасения возсиявый.
Слава Тебе, слезы в наше спасение пролиявый.
Слава Тебе, теми пламень страстей наших угасивый.
Слава Тебе, нас от скверны греховныя омывый.
Слава Тебе, преступление разрушившему.
Слава Тебе, от тления нас избавльшему.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 9
Всякое разумение и всяк ум ангельский и человеческий не постигает Твоего непостижного Рождества, Владыко, Таинства разумети; обаче, Владыко Благий, нашу любовь и веру приими; и спаси нас, Тебе поющих: Аллилуиа.

Икос 9
Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Твоем воплощении Владыко, недоумеют бо глаголати, како Бог сый совершен, человек совершенный явися, и от Девы неискусобрачныя како родися; мы же Тайны неиспытующе, верою единою славим, вопиюще:
Слава Тебе, Ипостасная Божия Премудросте.
Слава Тебе, неизглаголанная всем Радосте.
Слава Тебе, любомудры немудрыя явивый.
Слава Тебе, о Тебе испытующих посрамивый.
Слава Тебе, вся баснотворная плетения растерзавый.
Слава Тебе, свет Боговедения всем возсиявый.
Слава Тебе, мудрость во Твоих делех пролиявый.
Слава Тебе, многим разумы просветившему.
Слава Тебе, путь спасения нам показавшему.
Слава Тебе, неизчетная бездна милосердия.
Слава Тебе, пучино щедрот и человеколюбия.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 10
Спасти восхотев мир погибающий, иже всех украситель, от Девы, яко младенец раждается и во яслех пеленами повивается, разрешаяй многоплетенныя пленицы прегрешений: И Сын сый Божий, Девыя Сын бывает! И вся мудре устрояет да спасет Тому поющия: Аллилуиа.

Икос 10
Стена и столп злобы богопротивныя и род пребеззаконный показася, жизнь всем подающаго убити богоборец тщашеся, и незлобивыя младенцы, яко класы незрелы мечи пожинахуся: тем же и мы злобу всякую от сердец наших отринувше, нас спасти пришедшаго прославим вопиюще:
Слава Тебе, иродово умышление тщетно показавый.
Слава Тебе, от того избиеныя младенцы со ангелы сопричтавый.
Слава Тебе, злобы потребителю.
Слава Тебе, смирения Наставниче и смертных Любителю.
Слава Тебе, рог гордости сломившу.
Слава Тебе, свет правды всем воссиявшу.
Слава Тебе, кротости и смирению всех собою научившу.
Слава Тебе, вся в Твое познание приведшу.
Слава Тебе, Тя родшия утробу, Твоим Рождеством освятивый.
Слава Тебе, от пастырей чудо и от волхвов дары приявый.
Слава Тебе, и безсловесныя Тебе сдужити научивый.
Слава Тебе, всю тварь освятивый.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 11
Пение всякое побеждается, Твоему еже нас ради воплощению, достойно принести хотящих: и удобие есть молчание. Аще и равночисленныя песка морскаго песни приносим Ти, Царю Пресвятый, но ничтоже совершаем достойно: тем же со страхом поем: Аллилуиа.

Икос 11
Свет Тя незаходимый, сущии во тьме и сени смертней селящии, Спасе наш, узревши от Девы воссиявша: просветишася огнем Твоего Божества; и Тебе Премудрости и смысла Подателю пояху, сицевая вопиюще:
Слава Тебе, Сыне Божий, Свете неизреченный.
Слава Тебе, Солнце правды, Твоим Рождеством вся просветивый.
Слава Тебе, многосветлое просвещение возсиявшему.
Слава Тебе, многотекущую благодати реку нам источившему.
Слава Тебе, жаждущих водою спасения богатно напоившему.
Слава Тебе, любящим Тя иго благо и бремя Твое легко показавшему.
Слава Тебе, от бремене греховнаго нас облегчившему.
Слава Тебе, нас от работы вражия избавльшему.
Слава Тебе, Твоим на земли явлением вся возвеселивый.
Слава Тебе, нас утешатися пакибытием сотворивый.
Слава Тебе, нам желаний наших край Себе явивый.
Слава Тебе, нас врагов сущих ко Отцу примиривый.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 12
Благодать всем подати и долги человеков разрешити пришедый, Спасе наш, Твоим Воплощением: тем и наша долги разреши и грехов рукописание раздери: Твое несказанное Рождество славящим и непрестанно поющим: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твое вочеловечение, хвалим, благословим и покланяемся Тебе, Спасе наш; и веруем, яко Господь и Бог еси, спасаяй всех на Тя уповающих и Твое еже от Девы неизреченное Рождество славословящих и поющих таковая:
Слава Тебе, Сыне Божий, в вышних со Отцем и Духом покланяемый.
Слава Тебе, от всех колен небесных и земных славимый.
Слава Тебе, сокровенное от века таинство открывый.
Слава Тебе, Твою к нам неизреченную любовь явивый.
Слава Тебе, всея твари Украсителю.
Слава Тебе, нам всемилостивый Спасителю.
Слава Тебе, благочестно царствующих на земли скипетры утверждаяй.
Слава Тебе, святители благоговейныя и иереи премудростию и благолепием украшаяй.
Слава Тебе, Церкве основание и утверждение.
Слава Тебе, всем верным спасение и украшение.
Слава Тебе, телес наших Врачу и Исцеление.
Слава Тебе, душ наших Украсителю и Спасителю.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Кондак 13
О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе, Спасителю наш, Творче и Владыко! Приими ныне малое сие молебное благодарение и славословие наше, якожс приял еси от волхвов поклонение и дары; и сохрани нас, Твоих рабов, от всякия напасти: и грехов прощение даруй; и вечныя муки избави верно славящих Твое, от чистыя Девы, Рождество и вопиющих Ти: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


| Тропарь Рождеству Христову

Тропарь, глас 4
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем о звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе

Кондак, глас 3
Дева днесь пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог


| ЗАГЛАВИЕ | + | ИСТОРИЯ | + | СВЯТЫНИ | + | ФОТО-ГАЛЕРЕЯ | + | БИБЛИОТЕКА | + | ИКОНЫ |
Hosted by uCoz